Культура
Выставка «Без слов»
В Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков раскрывается выставка Германа Егошина (1931-2009) «Без слов», посвященная 90-летию со дня рождения известного петербургского художника. Его имя крепко вписано в историю российского искусства 2-ой половины ХХ века, а работы хранятся в огромнейших русских музеях.
Герман Егошин один из более ярчайших представителей «левого» ЛОСХа, он был в числе фаворитов «Группы «Одиннадцать» – творческого объединения живописцев, вышедшего на выставочную сцену в 1972 году и противопоставившего свое личное видение мира официальному искусству. В поисках новейших образно-художественных решений участники данной нам группы обращались к традициям мирового модернизма первых десятилетий ХХ века.
Сторонник «сезаннизма» в осознании колорита, композиции, «вещности» природы, Егошин по-своему переплавляет эти идеи и театрализует картинное место (Три краски, 1961; Судак. Генуэзская крепость, 1971; Стадион в горах, 1979; Древний амфитеатр, 1988). В его картинах также обнаруживаются отголоски кубизма, уловленные через творчество живописцев «Бубнового валета» (Ночной Бенарес, 1968). Но при всем этом Егошин, постоянно делая упор на узнаваемую натуру, делает новейший изобразительный мир, в каком живопись находится в неизменном брожении и образует необыкновенную вибрирующую субстанцию.
В собственном вдумчивом, призывающем к сосредоточенности искусстве Егошин нередко обращается к интерьерам, так как ему принципиальна личная жизнь человека и незатейливые предметы, из которых она соткана. Художнику любопытно выявить сущность этих вещей, решая чисто живописные задачки.
Потому средствами живописи он «одушевляет» предметную реальность. Так, дополненное «говорящими» гаджет кресло перенимает черты нрава собственного владельца («Натюрморт с плетеным креслом», 1968). Пейзажи либо натюрморты у Егошина также нередко уподоблены портретам.
Иногда дома в интерпретации создателя получают антропоморфные черты («Гурзуф. Касса», 1983). Неодушевленные предметы без слов разговаривают со зрителем, побуждая длительно вглядываться в каждую деталь. Герман Егошин открыл новое живописное видение тех пластов действительности, которые числились эстетически неполноценными, прозаичными. Он узрел и показал обыденность в тихом озарении мечты.
Портреты, пейзажи, натюрморты, интерьерные композиции, выставленные на экспозиции дают современному зрителю осознание этого вклада в развитие ленинградской художественной школы 2-ой половины ХХ века. На ретроспективной выставке «Без слов» будет представлено наиболее 40 красочных работ художника.
Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-XXI веков,
Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 103
05 – 28 марта 2021 года