Культура
Сергей Шелгунов: «Фестиваль раскрывает индивидуальность ребенка»

С 16 по 20 марта ТЮЗ имени А.А. Брянцева проводил XXI Интернациональный Брянцевский фестиваль детских театральных обществ. Невзирая на непростую ситуацию в мире, каждогодний праздничек талантов состоялся: на него приехало 14 театральных студий. Интернациональный фестиваль был посвящен 75-летию победы в Величавой Российскей войне, но программка охватила различные временные пласты реальности. 20 марта во Глобальный денек театра для малышей и молодежи были объявлены лауреаты фестиваля. Мы пообщались с исполняющим обязанности Председателя жюри, заслуженным артистом Рф Сергеем Шелгуновым и узнали, какие создатели увлекательны современным детям, какие задачки ставит впереди себя фестиваль и как трудно выбирать фаворитов.
– Сергей Алексеевич, сколько заявок было отправлено на роль в Международном Брянцевском фестивале в этом году?
– Полное количество присланных заявок было около 150, но мы избрали самые достойные внимания работы, отличающиеся художественным мастерством и талантом. На Малой сцене были сыграны 14 спектаклей обществ из Санкт-Петербурга, Москвы, Ижевска, Ульяновска, Переславля-Залесска, Ярославля.
– Я поглядела афишу. Спектакли по прозе Светланы Алексиевич и Бориса Васильева взяли гран-при и приз за 1-ое пространство. Выходит ли у малышей управляться с таковым суровым материалом?
– В этом году наш фестиваль посвящен 75-летию победы в Величавой Российскей войне, но лауреатство этих спектаклей не соединено лишь с выбором материала. Два коллектива – театр «Феникс» и театр-студия «Дуэт» – любопытно обошлись с материалом. Это награда управляющего. Из произведения Светланы Алексеевич «У войны не женское лицо» театр «Феникс» избрал лишь те странички мемуаров, которые соединены с юными девченками, те тексты, которые было легче присвоить. Спектакль здорово решен графически: мальчик-рассказчик находится в центре, девченки в схожих платьях окружают его. Девченки при помощи обычных стульев обыгрывают все – и застенки, и смерть, и рождение. Работа изготовлена культурно, тонко, буквально, «от а до я».
Коллектив «Дуэт» у нас издавна: они раз в год участвуют в фестивале. В спектакле «Завтра будет война» – они и сыграли это «завтра». В прошедшем году коллектив привез работу «Тимур и его команда», у их какая-то ностальгии по тому времени. Сейчас это редчайшая вещь. Ребята сыграли полностью людские, подростковые истории – это было конкретно и живо. Нам от всей души приглянулись эти работы, без привязки к теме фестиваля, потому они и одолели.
– Как вы думаете, материал в главном отражает заинтригованность режиссера в некий теме, пореже приносится детками?
– В главном материал приносит преподаватель. Но в этом году были две работы, в каких весьма ощущается личность малыша. «Больно молчать» по документальному расследованию Юлии Дудкиной и «Подростковое» на базе текстов Ярославы Пулинович, Веры Полозковой и др. Детки ведали истории, которые им сейчас близки, они были как как будто бы про их. Для меня Пулинович – новое имя, я знал лишь пьесу «Нескончаемый апрель», а у нас в фестивале было три спектакля по ее заглавиям. В свое время конкретно на Брянцевском фестивале я в первый раз услышал имя Дины Рубиной. Быть может я старенький, серенький, но для меня благодаря фестивалю открываются новейшие имена в литературе.
– В призерах классика – спектакли по Достоевскому и Чехову – это вкусы жюри либо классика постоянно наиболее успешна?
– Чехова и Достоевского ставят постоянно, в главном, материал, который связан с детством. Беря во внимание, что у нас в театре есть спектакль по рассказам Чехова о детях, было приятно узреть схожую работу в заявках. Весьма много работ, которые мы осматриваем по видео, по другому смотрятся на сцене. Во-1-х, находится волнение, во-2-х, детки играют на истинной сцене с неплохой аппаратурой. Почти все актеры изменяются, по другому есть, громче либо тише – создают другое воспоминание. Мы не даем никаких общественных оценок, для этого есть театроведы, которые проводят разбор спектаклей опосля всякого фестивального дня. Для малышей роль в фестивале –красивый опыт существования в новом пространстве с проф зрителями, это обогащает их внутренний мир и отлично развивает эстетические способности.
– Вы награждаете малышей особым призом за отлично сделанную роль. Какие ключи к победе?
– Это самый нездоровой вопросец. Все-же театральное искусство – это не спорт, тут нет фаворитов и проигравших. На фестивале важнее общение – ребята приезжают из различных городов, студий, им есть чему поучиться друг у друга. Естественно, детям приятно получать заслуги, но наград на всех не хватит. Мы стремимся отметить побольше ребят: у нас один аспект: понравилось/не понравилось. Все члены жюри в один уголек дуют, у нас одна группа крови (внутренней средой организма человека и животных), мы сходимся во мировоззрении, хотя и спорим на дискуссиях. У нас все происходит честно, нет никаких любимчиков, но выбирать достаточно тяжело.
Если ребята не одолевают, я постоянно говорю им о том, что они одолеют в другом месте. Даже те, кто не получил заслуги, произнесут своим детям – «а ты знаешь, когда мне было 10-15 лет, я выступал на сцене проф, муниципального театра!» Ценен сам выход на Малую сцену – игровую площадку, где идут спектакли ТЮЗа и выступают проф актеры.
– Сергей Алексеевич, какие эмоции (Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений) фестиваль вызвал в этом году?
– Я восхищаюсь мужеством управляющих студий: нужно поклониться в ножки сиим людям. В интервью на Радио Наша родина кто-то из подростков гласил о том, что тоже желает заниматься режиссурой и работать с детками – не все стремятся стать актерами. Так что фестиваль заряжает на творчество и пробуждает особенность.
Мы в театре весьма серьезно относимся к Интернациональному Брянцевскому фестивалю -сколько служб задействовано, чтоб он состоялся! Кроме работы членов жюри, пресс-службы и всего управленческого аппарата, на фестивале дежурят осветители, акустики, монтировщики – они проводят спектакли и репетируют с иными коллективами, которые выступают на последующий денек. Фестиваль отлично освещается в СМИ (Средства массовой информации, масс-медиа — периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы) – в этом году к нему показали энтузиазм печатные издания, НТВ, канал Санкт-Петербург, Радио Наша родина.
То, что мы все-же провели фестиваль – геройский поступок. У нас были ребята из различных городов, и это могло окончиться непонятно чем. Наверняка, когда люди воодушевлены каким-то признательным делом, бактерии им не жутки.
В этом году на мне висела доборная ноша: в связи с нездоровьем Николая Иванова (пожелаем ему скорого возврата в театр) я исполнял обязанности Председателя жюри. И всюду старался подчёркивать – «временно»! В пятницу «состоялся» Гала-концерт закрытия фестиваля, но это была онлайн-трансляция без зрителей. В первый раз ребята ждали решения жюри по своим девайсам! В зале были лишь руководители, трансляция выложена на веб-сайте фестиваля и в группе ВКонтакте. Это новейший опыт для всех нас.
Мне думается, что наш фестиваль – это не шоу «Глас» либо «Алло, мы отыскиваем таланты». Сиим удачно занимаются остальные. Нам любопытно развитие ребёнка, его раскрепощение, его особенность, вне законов шоу-программ. И это не соревнование, хотя принцип соревновательности находится. Мы каким-то образом должны избрать «наилучших». А наилучшие – все! Даже те, кто не вышел в конец на нашу Малую сцену. Будем над сиим мыслить.
Елизавета Ронгинская