Культура
Открытие выставки «Блокадная графика: подвиг, повседневная жизнь, память»
21 января 2020 года в Муниципальном музее политической истории Рф раскрывается выставка “Блокадная графика: подвиг, ежедневная жизнь, память”.Выставка представляет произведения живописцев, переживших блокаду Ленинграда – Лены Марттилы, Николая Муратова, Алексея Пахомова, Александра Харшака и остальных создателей. Посреди этих работ есть как законченные произведения, так и эскизы, дальние от канонов русского официального искусства. Некие работы будут экспонироваться в первый раз.
Ценность представленных на выставке произведений в том, что их делали свидетели событий. Выставка ведает о катастрофы блокады через опыт и мемуары людей, которые жили и работали в осажденном городке. Посреди рисунков и гравюр – натурные зарисовки, портреты, пейзажи. Они отражают ежедневную жизнь Ленинграда, мучения и героизм его защитников.
Особенное пространство в музейной коллекции блокадного искусства занимают работы Лены Оскаровны Марттилы (1923 г. р.). Художница обучалась и работала в осажденном городке до 1943 года, пережив самые томные блокадные дни. Конкретно тогда она написала портреты собственных именитых современников – поэтессы Ольги Берггольц и композитора Дмитрия Шостаковича. Работы Марттилы длительное время официально не признавались – очень чувственными и катастрофическими они были. На выставке представлены автолитографии из серии «Ленинградцы 1941 – 42 гг.».
С первых дней войны ленинградские живописцы вкупе с жителями городка делали работы по маскировке спостроек и памятников, по упаковке для эвакуации музейных ценностей, строили оборонительные сооружения. Театральная художница Татьяна Эмильевна Визель (1904 – 1976) воспринимала роль в сохранении архитектурно-художественных памятников Ленинграда. На небольшом рисунке тушью, изготовленном во время работ на шпиле Адмиралтейства, Визель запечатлела свою напарницу – Ольгу Афанасьевну Фирсову, которая с самого начала блокады занималась маскировкой памятников, а позже и их восстановлением. Обе девицы в мирное время были спортсменками-альпинистками, и эти спортивные способности понадобились им в военную пору.
Обычные натурные зарисовки в протяжении всего времени блокады делал Николай Евгеньевич Муратов (1908 – 1992). Живописец известен как один из организаторов творческого объединения «Боевой карандаш», создатель огромного количества политических плакатов. Беглые зарисовки, изображающие боевой отряд у Смольного либо блокадный трамвай, демонстрируют, как жил город в военную пору.
Одно из более впечатляющих антимилитаристических произведений на выставке – офорт «Раненый ребенок» Александра Исааковича Харшака (1908– 1989). Основой для него послужил набросок для газеты «Удар по противнику» 1942 года.
Раздельно можно выделить картинки, изображающие бойцов Ленинградского фронта. Галерею портретов летчиков и моряков сделал Жора Семёнович Верейский (1886–1962). Юрий Михайлович Непринцев (1909 – 1996) написал небольшие портреты собственных боевых товарищей-балтийцев, также летчиков, прикрывавших во время вылетов «Дорогу жизни».
Увлекательны и работы непрофессиональных живописцев. Миша Павлович Духанов (1896–1969) командовал 67-й армией Ленинградского фронта, участвовавшей в прорыве блокады. Духанов сделал набросок «Блокадный Ленинград», на котором запечатлел момент катастрофической смерти юный девицы под руинами разрушенного дома.
Навечно осталась в памяти людей дата 27 января 1944 года, денек полного освобождения Ленинграда от блокады. На торжественном рисунке «Геройский Ленинград» братьев Семёна и Степана Аладжаловых запечатлен момент всеобщего ликования и радости. 1-ый салют в Ленинграде освещает черное зимнее небо.
Всего на выставке будет представлено около 30 произведений.
Пространство: Санкт-Петербург, ул. Куйбышева, 2-4